Паломничество к священной горе Кайлас (9-21 августа 2019 года)

Кайлас… святыня шести религий, нерукотворная пирамида, возникшая в незапамятные времена, светоч, видевший тысячелетия истории человечества, хрустальный храм богов и обитель бодхисатв,  хранилище знаний… Кайлас — маяк, который указывает путь нашим кораблям в тумане заблуждений, который притягивает своей первозданной красотой и чистотой.

В августе мы совершили паломничество к этому невыразимо прекрасному святому месту. Мы слетались в Ченду разными маршрутами и, добравшись туда, наивно думали, что трудности уже позади, но Кайлас всегда проверяет тех, кто идет к нему… как тут не вспомнить: «Жизнь цепь, а мелочи в ней – звенья, нельзя звену не придавать значенья»… Мы сами, наши действия, мысли, поведение, реакции, выбор и были теми самыми мелочами, которые играли свою роль во всем. Например, в Ченду мы прошли систему китайской безопасности и смогли благополучно добраться до Лхасы в полном составе только благодаря самопожертвованию и ответственности некоторых наших товарищей, которые пропустили свои рейсы, чтобы передать улетавшим позже оригиналы тибетских пермитов.

… В Лхасе нас ждал Норбу – друг и бессменный гид во всех поездках по Тибету. Его любовь к родной земле, знания, умение общаться с людьми, навыки выживания и талант проводника – дар от Бога, его путь. И наша встреча с ним в далеком 2005 году – большой подарок…

Пребывание в Лхасе было совсем недолгим — мы отправлялись в дальнюю дорогу на следующий день после приезда. За эти годы в Лхасе, как и везде в Тибете, произошли разительные перемены. Мы помним города и дороги 14 и 7 лет назад. Инфраструктура и уровень комфорта значительно улучшились, стало гораздо чище, строятся города и железные дороги, добываются полезные ископаемые, но одновременно стало гораздо меньше того архаичного, исконного, того, что когда-то так поразило нас, создало ощущение пребывания на другой планете. Цивилизация наступает, цивилизация проникает в самые отдаленные уголки гор. Сможет ли народ Тибета сохранить свой язык и культуру, свою самобытность?..

Лхаса – Шигадзе (270 км к юго-западу от Лхасы)

Сначала наш путь лежал в Шигадзе (высота 3900 м). Высота требует адаптации, а нас, жителей равнины,  ждали высокие перевалы. С горной болезнью шутить не стоит. По дороге мы посетили великолепное озеро Ямдрок Цо – озеро Скорпиона (оно считается одним из шести священных озер Тибета наряду с озерами Манасаровар, Намцо, Лхамо Лацо, Пелку цо и Цо Нгонпо). В Тибете говорят, что озеро Ямдрок невозможно дважды увидеть одинаковым. Озеро расположено на высоте 4400 м, средняя глубина озера около 25 м, его протяженность с севера на юг — 72 км, а с востока на запад — 130 км. В этот раз озеро встретило нас не очень ласково. Только мы собрались красиво помедитировать на его берегу, как на нас хлынул ливень с градом, и все мы промокли до нитки и замерзли… Но обижаться на погоду было бессмысленно, ведь внешнее – это отражение внутреннего…

В прошлом Шигадзе был важным торговым и административным центром. Главной достопримечательностью города считается построенный в середине XV веке монастырь Ташилунпо (Tashilhunpo),  до утраты независимости бывший резиденцией второго по значению иерарха ламаистского учения — Панчэн-ламы. Со временем монастырь стал крупнейшим центром изучения философии в Тибете. В монастыре хранится уникальная 26-метровая статуя Будды Майтрейи – будды будущего, которую строили четыре года 900 рабочих, и на которую ушло 300 кг чистого золота. Переезды были довольно длинными, но благодаря хорошим асфальтированным дорогам, даже высокие перевалы мы преодолевали достаточно комфортно. Каждый день мы проезжали несколько сотен километров.

Шигадзе – Сага  (597 км)

Следующую ночь мы провели в Саге (высота 4475 м) – когда-то обычном, ничем не примечательном китайско-тибетском городке, где в былые времена мы ночевали в гест-хаусах, и наши водители приводили джипы в порядок в местных автосервисах. Теперь Сага стал туристическим хабом для тех, кто по разным дорогам стремится попасть в западную часть Тибета, в первую очередь – посетить Кайлас и священное озеро Манасаровар. В городе появились очень приличные отели, стало гораздо чище.

Сага — Манасаровар и Монастырь Чиу

Совершив еще один длинный переезд, мы, наконец-то, увидели восхитительную гладь озера Манасаровар… Им можно любоваться бесконечно долго. Манасаровар – часть мандалы блаженства, центром которой является гора Кайлас. Это самое почитаемое озеро среди озер Тибета. К сожалению, Кайлас так и не показался нам… Это было очень печально, как если бы дорогой друг не ответил на звонок или не смог прийти на встречу, которую мы ждали с таким нетерпением…

Утешением нам стало то, что наш гест-хаус находился неподалеку от Монастыря Чиу (в переводе – Птичий), ставшим последним приютом для Гуру Падмасамбхавы перед тем, как тот совершил свой мистический переход. Келья в скале, где он жил и медитировал – место особого поклонения и почитания. Монастырь разросся, но все также находится наверху высокого холма, с которого открывается невероятно красивый вид на озеро Манасаровар и на Кайлас.  К слову сказать, в окрестностях Манасаровара растет много видов лекарственных растений, лечащих от болезней тела и духа, а также бьют из-под земли горячие целебные источники. Рядом с гест-хаусом тоже был такой источник! Он стал настоящим подарком для нас и других путников. Упоминая Манасаровар, нельзя обойти вниманием другое озеро, которое мы тоже посетили – озеро Ракшас. Его считают озером темных демонических сил. Несмотря на то, что, как и Манасаровар, его питают воды талых снегов с Кайласа и оно находится всего в 12 км от Манасаровара, воды его свинцово-серые, берега безлюдны и безжизненны, здесь не увидишь стаек птиц, рыбок в воде, и даже насекомых здесь мало… Манасаровар и Ракшас – как солнце и луна – символы дуальности нашего мира и нашей природы. Но до сих пор единственным, кто приручил своих «демонов» и направил их силу на служение остается Гуру Падмасамбхава…

Манасаровар – Долина Гаруды – Дарчен

Утром наш путь лежал к месту заброшенной древней столицы государства Шангшунг – в Долину Гаруды (Кхьюнглунг Нулкхар). Нам посчастливилось, потому что незадолго до нашего приезда закончили строительство новой дороги. Мы с ветерком домчались туда по новой трассе. Даже не зная о том, что Долина Гаруды  мистическое место, поражаешься красоте, в которую внезапно попадаешь. Бурный поток реки, причудливые склоны, необычные выходы соляных отложений, ручейки, все это производило незабываемое впечатление и дало возможность настроиться на то, что ожидало нас впереди. А ожидала нас кора (парикрама) вокруг Кайласа, три очень разных дня. Мы выехали в Дарчен.[

Дарчен – деревня у подножия Кайласа (высота 6714 м), которая за эти годы постепенно превратилась в городок: с отелями, бетонными дорогами, уличным освещением. Где же вы, уличные торговки бусами?.. Где же, ставший привычным, туалет под открытым небом, старенький гест-хаус с видом на южный склон Кайласа, на ГурлаМандхату — гору-Свастику, и на необыкновенный розовый на белом закат?..  Ночевали мы в новеньком, только что отстроенном отеле. Подготовка к коре… только самое необходимое… главное — внутренне собраться и настроиться. Что бы мы делали без напутствия и благословения нашего Учителя?.. Наши заблуждения, неведение и иллюзии на собственный счет, плохое самочувствие тяготили и не давали в полной мере насладиться волшебством происходящего. Кроме того, поменялось слишком много привычных условий, мы даже не представляли насколько много…

Кора вокруг Кайласа напоминает общение, это всегда взаимодействие, даже если мы его не чувствуем, или не можем осознать в полной мере.

Кора  — день 1-й – долина Амитабхи – Дирапук (северная сторона)

Ранний подъём, неожиданный дождь, серое небо, рейсовые туристические автобусы вместо наших привычных автобусиков, новые порядки, входные билеты и даже подобие турникетов на входе в красную долину Амитабхи — Западную долину. А еще – камнепад, на левой стороне, в самом устье долины. Такого мы не видели никогда, и это наполняло противоречивыми чувствами. Как бы то ни было, мы двинулись в путь, который идет по Западной долине — долине реки Лха чу. Кайлас «наблюдал» за нами, скрываясь за облаками и за Зеркалами Кармы, а мы слились с другими путниками и шли по тропе, перешагивая через разлившиеся ручьи, то поднимаясь, то спускаясь по ней. Многие бодро вырвались вперед, но некоторые двигались медленно, попутно фотографируя чудесную природу. Проливные дожди, необычные в это время года, благоприятно сказались на ней – весело зеленели склоны, порхали красивые птицы, мирно паслись стада яков, среди которых бродил молодняк. Вечером, в конце пути, у Северного склона Кайласа – напротив монастыря Дирапук (5050 м, около 6-8 часов в пути), нас ждал отдых в отеле. А ведь когда-то, в далеком 2005 году, мы ночевали здесь под открытым небом в палатках, поставленных на голой промерзшей каменистой земле, в окружении лежащих на земле похрапывающих яков. Северная сторона Кайласа открылась нам полностью, во всей красе. Ее «охраняют» две горы-стража — Манджушри и Ваджрапани, разящие наше невежество и несовершенство.

Кора  — день 2-й — Дирапук — перевал Дролма ла — монастырь Зутрул пук (4630 м, около 10-12 часов в пути)
Это был самый трудный и самый важный день Коры. Поднимаясь постепенно по тропе, мы вышли на перевал Тары — Дролма Ла (5637 м). Тибетцы верят, что с перевала начинается новая жизнь, и ветхие одежды сбрасываются подобно старому, отжившему свое время телу. Солнце то ярко светило нам, то скрывалось за серой пеленой облаков. С перевала мы начали спуск в долину реки Акшобхьи, минуя священное озеро Милосердия — Тукпе Дзингбу (Гаурикунд) и Топор Кармы, и отправились в долгий путь по долине до нашего гест-хауса рядом с монастырем  Зутрул Пук (4630м), где сохранилась пещера Гуру Миларепы.

Кора  — день 3-й — Восточная долина

Утром, прежде всего, мы посетили монастырь и пещеру Гуру Миларепы. Его жизнь, мистический опыт, деяния, поэзия — огромное наследие. В свое время был снять фильм о первом этапе его жизни. Есть книга о великом тибетском йоге Миларепе. Его жизнь была полна суровых испытаний, лишений, духовных исканий. Этот человек, обладавший огромным потенциалом, владевший магией бон, совершил полную трансформацию сознания, стал смиренным учеником, аскетом, йогином и посвятил свою жизнь служению на пути, помогая приходившим к нему людям. Он – единственный человек в мире, который побывал на вершине Кайласа. Многоцветная восточная сторона горы Кайлас – одно из прекраснейших мест на земле. Это место, где нужно и хочется мечтать. Спустившись по восточной долине, мы возвратились в Дарчен, а оттуда направились в наш гест-хаус неподалеку от озера Манасаровар… Для многих из нас это была прощальная ночь на священном озере… Хотелось тишины и уединения…

Манасаровар – Маюм ла – Сага, около 9 часов

Утром следующего дня мы отправились в обратный путь. Это был день ретрита – все молчали, стараясь сосредоточиться и отрешиться от суеты. Дул холодный ветер, и с высокого холма мы бросили прощальный взгляд на сверкающие воды Манасаровара…  Миновав перевал Маюм Ла, наши автобусы помчались в Сагу. В Саге мы поблагодарили и попрощались с нашими тибетскими поварами, которые ухитрялись очень вкусно кормить нас, пользуясь очень нехитрым кухонным арсеналом. Еще один повод от души поблагодарить Норбу за прекрасно подобранную команду.

Сага – Шигадзе

Переночевав в Саге, мы двинулись в Шигадзе. До отъезда домой оставалось пару дней. Впечатлений и переживаний было так много, что их невозможно было облечь в слова, поэтому интересные рассказы Норбу о жизни в современном Тибете были особенным развлечением в пути. Мы узнали много нового и интересного, ведь наш гид – самый лучший тибетский гид на свете!

Перед отъездом в Лхасу, рано утром, мы отправились в монастырь Ташилунгпо, погрузились в атмосферу буддийских храмов, побродили по узким улочкам монастыря, который теперь является туристическим объектом и открыт для туристов в определенные часы. Надеемся, что духовная ценность этого места сохранится и впредь, невзирая на те ограничения, которые официальная власть накладывает на монахов и монастырь.

И снова мы двинулись в путь. Последний отрезок — Шигадзе – Лхаса. Прощальный вечер с вкусным угощением и небольшим концертом, в котором принимали участие даже дети Норбу, очаровав нас старинным тибетским танцем. Прощальные фотографии на память… Упаковка багажа, мысли о скором возвращении домой. На следующий день мы стайками должны были вылетать в Ченду.

Теперь мы двигались, опережая время, стремясь туда, где остались частички наших сердец, оставив частичку сердца на Кайласе… Кто знает, может быть, когда-нибудь Кайлас снова позовет нас, коснувшись невидимых нитей, связывающих нас, ведь есть еще столько невыученных уроков жизни. Есть такая поговорка: «Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдется»… Кайлас – больше, чем гора, он имеет душу, да и мы не горы, а люди. Даст Бог – свидимся!